Ошибка при обработке файла SSI

РБНБ ДЕКАРТ - справочник биография великих ученых

РБНБ ДЕКАРТ 61 .ра, однако, жестоко ошибались, если считали его одним из них После полутора лет рассеянной жизни в юноше вдруг произошел перелом Тайюом от своих друзей и парижских родных он перебрался в уединенный домик в Сен-Жерменском предместье, заперся здесь со своими слугами и погрузился в изучение математики — главным образом, геометрии и анализа древних.

В этом добровольном заточении Декарт провел около двух лет Когда ему шел двадцать первый год, он решил оставить Францию и увидеть свет.

Декарту хотелось почитать «в великой книге мира, увидеть дворы и армии, войти в соприкосновение с людьми разных нравов и положений, собрать разные опыты, испытать себя во встречах, какие представит судьба, и всюду поразмыслить над встречающимися предметами» Начались годы скитальчества.

В 1617 году Декарт надевает мундир волонтера нидерландской армии.

И теперь он живет в Бреде. От жалованья он отказывается, чтобы быть свободным от всяких обязанностей, не ходит даже на парады, сидит дома и занимается математикой Два года затворнической жизни в Сен-Жерменском предместье не прошли даром Декарт становится одним из величайших математиков эпохи.

В дневнике Декарта есть заметка: «10 ноября 1619 года я начал понимать основания чудесного открытия». Не подлежит сомнению, что чудесным открытием, о котором говорит здесь Декарт, было открытие основ аналитической геометрии. Сущность аналитической геометрии состоит в приложении алгебры к геометрии и обратно — геометрии к алгебре Всякая кривая может быть выражена уравнением между двумя переменными величинами, и обратно — всякое уравнение с двумя переменными может быть выражено кривой. Это открытие имело громадное значение не только для математики, в истории которой оно составило эпоху, но и для естественных наук, и вообще для все расширяющегося круга знаний, имеющих дело с точными величинами — числом, мерой и весом Изобретатель нового метода ясно сознавал все его громадное значение и общность Но вскоре Декарт, по-видимому, пришел к убеждению, что с одной идеей, хотя бы великой и гениальной, произвести реформу науки нельзя Скитания продолжились — вместе с армией Декарт побывал сначала в Праге, затем в Венгрии и Брюсселе В 1623 году Рене появляется в Париже. Затем новые путешествия по Европе В 1625 году Декарт возвращается во Францию, но вскоре снова покидает ее и уезжает в Голландию Переселение в Голландию вызвано было не одним только желанием Уйти от многочисленных парижских знакомых и любовью к уединению "Ыли и другие мотивы. В Голландии благополучно существовали свободные учреждения, в ней получил признание принцип веротерпимости В • олландии Декарту нравился сам строй жизни деятельного народа, «более ^ботящегося о своих делах, чем любопытного к чужим». 62 pE^lL^S^^^^ Первое время Декарт продолжает работать над начатым в Париже трактатом «О Божестве», но, несмотря на перемену климата, работа у него н идет. Он забрасывает ее и переходит к естественнонаучным занятиям Любопытный феномен, наблюдавшийся в Риме в 1629 году и состоявший в появлении вокруг Солнца пяти ложных солнц (паргелиев), — о чем сообщил Декарту Мерсенн, — опять оживляет в нем интерес к оптике и направляет на изучение радуги, так как ученый совершенно правильна ищет причину паргелиев в явлениях преломления и отражения света. Оі оптики он переходит к астрономии и медицине — точнее, к анатомии Высшая цель философии состоит, по его мнению, в принесении пользь человечеству; он дорожит в этом отношении особенно медициной и хи мией и ожидает блестящих результатов от приложения к этим наукал. математического метода. Анатомию Декарт изучает не по атласам и кни гам, а сам анатомирует животных.

В середине 1633 года Декарт известил Мерсенна, что у него готої трактат «О мире» и что он отложил его в сторону на несколько месяцев чтобы тогда окончательно пересмотреть и исправить. Осенью Декарт приступил к пересмотру и счел нужным предварительно ознакомиться с «Ди алогами о системах мира» Галилея. Он обратился к друзьям в Лейден )• Амстердам с просьбой прислать ему эту книгу и, к крайнему своему изумлению, получил в ответ известие, что в июне того же года «Диалоги» были сожжены инквизицией, и престарелый их автор, несмотря на заступничество влиятельных лиц, осужден был сначала на заключение і инквизиционной тюрьме, а затем подвергнут аресту в деревенском доме где ему предписано в течение трех лет читать раз в неделю покаянньк псалмы.

Декарт не на шутку перепугался. Ученый решил даже в первую ми нугу сжечь свои рукописи. Эта страница из жизни Декарта ничего н прибавит к его славе и вряд ли усилит уважение читателя к французскому мыслителю. f В 1634 году Декарт составил набросок своего этюда «О человеке и образовании зародыша». По несколько странному стечению обстоятельств Декарт, как замечает Мэгеффи, имел в эту пору возможность производить «наблюдения» по интересовавшему его вопросу. В 1635 году у него роди лась дочь, Франсина. Сведения о жизни этого маленького существа отли чаются необычайной обстоятельностью по пункту, о котором в други случаях умалчивают даже обстоятельнейшие биографии, и крайней скудо стью в прочих отношениях. На чистом листке одной книги Декарта мі находим запись: «Зачата 15 октября 1634 года». Но о матери ребенка ниче го не известно, связь, во всяком случае, была мимолётная. Романтически элементы вряд ли имелись в натуре Декарта, и Мэгеффи делает, може быть, слишком суровое по отношению к Декарту предположение, что рож дение на свет Франсины было плодом его любознательности. Во всяко» случае, Декарт горячо был привязан к своей маленькой дочке. Франсина чмла. недолго, и смерть ее в 1640 году от скарлатины была тяжелым ударом для отца.

В июне 1637 года Декарт выпустил книгу, выделив из «Мира» безобидные отделы: «О свете» (диоптрика) и «О метеорах», написав заново «Геометрию» и предпослав им название «Рассуждение о методе». Это было если не начало новой эры, то, во всяком случае, крупное событие в истории человеческой мысли. Появился новый центр для кристаллизации сформировавшихся уже, но еще разрозненных и неорганизованных элементов нового миросозерцания. Новое миросозерцание вылилось в одну из более или менее устойчивых своих форм; лишний раз выяснился путь, по которому пойдет развитие человеческой мысли.

Геометрию Декарт намеренно писал запутанно, «чтобы лишить завистников возможности сказать, что все это они давно знали». Для этого он выпустил при труднейших задачах анализ, оставив только построение.

Несравненно популярнее написаны были Диоптрика и Метеоры. Сам Декарт был очень доволен своими Опытами. Он говорил, что не думает, чтобы когда-либо ему пришлось выпустить или изменить в них хотя бы три строки.

В современной науке наряду с индуктивным методом широко применяется и метод дедукции. Суть его состоит в том, что из небольшого числа общих принципов выводятся различные частные следствия. Хотя этот метод зародился еще в Древней Греции, именно в этой книге Декарт впервые обстоятельно обосновал его применительно к естествознанию. Декарт не отрицал и индукции; он прекрасно понимал огромное значение опыта как средства познания и критерия истины: «Я буду отныне продвигаться в познании природы быстрее или медленнее, в зависимости от того, насколько я буду в состоянии производить опыты. Опыт дает мне необходимый материал для исходных посылок, он же дает проверку правильности выведенных заключений».

Только в 1644 году Декарт издал более обширное сочинение под названием «Начала философии». В него, наконец, вошли сочинения Декарта о мире (космосе), которые он намеревался издать еще в 1633 году. В этом сочинении он изложил грандиозную программу создания теории природы, руководствуясь своим методологическим правилом брать за ос"ову наиболее простые ясные положения. Еще в «Рассуждении о методе» Декарт подверг анализу всевозможные исходные положения, сомневаясь в справедливости любого из них, в том числе и в положении «Я существую». Однако в акте мышления сомнение невозможно, ибо наше сомнете уже есть мысль. Отсюда знаменитое положение Декарта: «Я мыслю — оледовательно существую». Чтобы обезопасить свое учение от нападок Церковников, Декарт говорит о существовании бога и внешнего мира, Изданного богом. Но обмануть церковников не удается, они распознали материалистическую сущность системы Декарта. Верный своему мето; Декарт ищет в материальном субстрате самое основное и простое и нах дит его в протяженности.

Материя Декарта — это чистая протяженность, материальное простран-" ство, заполняющее всю безмерную длину, ширину и глубину Вселенной, Части материи находятся в непрерывном движении, взаимодействуя друг с другом при контакте. Взаимодействие материальных частиц подчиняется основным законам или правилам. «Первое правило состоит в том, что каждая часть материи по отдельности всегда продолжает оставаться в одном и том же состоянии до тех пор, пока встреча с другими частицами не вызовет изменения этого состояния». «Второе правило, предполагаемое мною, заключается в следующем: когда одно тело сталкивается с другим, оно может сообщить ему лишь столько движения, сколько само одновременно потеряет, и отнять у него лишь столько, насколько оно увеличит свое собственное движение». «В виде третьего правила я прибавлю, что хотя при движении тела его путь чаще всего представляется в виде кривой линии и что невозможно произвести... ни одного движения, которое не было в каком-либо виде круговым, тем не менее каждая из частиц тела по отдельности стремится продолжать тело по прямой линии».

В этих «правилах» обычно усматривают формулировку закона инерции и закона сохранения количества движения. В отличие от Галилея Декарт отвлекается от действия тяготения, которое он, между прочим, также сводит к движению и взаимодействию частиц, и упоминает о направлении инерционного движения по прямой. Однако его формулировка еще отличается от ньютоновской, он говорит не о состоянии равномер! ного и прямолинейного движения, а вообще о состоянии, не разъясняв подробно содержания этого термина. | Из всего содержания «Начал» видно, что состояние частей матери| характеризуется их величиной («количество материи»), формой, скорое) тью движения и способностью изменять эту скорость под воздействием внешних частиц. Можно отождествить эту способность с инерцией, и тог2 да в одном из писем Декарта мы встречаем очень интересное утверждение: «Можно утверждать с достоверностью, что камень неодинаково расположен к принятию нового движения или к увеличению скорости, когда он движется очень скоро и когда он движется очень медленно».

Другими словами, Декарт утверждает, что инерция тела зависит от его скорости. В письмах Декарта встречается формулировка закона инерции, уже почти текстуально совпадающая с ньютоновской «Полагаю, что природа движения такова, что, если тело пришло в движение, уже этого достаточно, чтобы оно его продолжало с той же скоростью и в направлении той же прямой линии, пока оно не будет остановлено или отклонено какой-либо другой причиной».

Словари и энциклопедии

Copyright © 2011    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·    Реклама    ·