Понятие: «ЛИТВАК» , источник - Энциклопедия русской эмиграция


Анатолий Михайлович ( 10.5.(по др. св. 5.5.11902, Киев-16.12.1974, Нейи-сюрСен, под Парижем) - кинорежиссер. Детство и юность провел в Киеве, затем изучал философию в Петрограде. Увлечение драматическим искусством привело его в театральные студии Е.Вахтангова и В.Мейерхольда. Играл на сцене, поставил несколько спектаклей, затем заинтересовался кинематографом. В 1922-23 работал в Севзапкино, его режиссерским дебютом на этой студии был фильм Татьяна (1923). В 1924 поставил одну из первых советскихкинокомедий Сердце и доллары, сатиру на нэпманское мещанство (в фильме снимались С.Магарилл, М.Бабанова, Е.Корчагина-Алексеева), а в 1925- Самый юный пионер. В том же году уехал на 6 месяцев во Францию с целью продолжить образование, однако на родину не вернулся. Работал в небольших театрах Парижа, затем в кино, на первых порах в качестве декоратора и ассистента режиссера. Под руководством русского режиссера-эмигранта А.Волкова принимал участие в съемках его фильмов Казанова (Casanova, 1927), Шахеразада (Sheherezada, 1929), Белый дьявол (Der weisse Teufel, 1930). В 1929 Л. выехал в Германию. С этого периода и до своего отъезда в Америку в 1936 Л. попеременно работал на студиях Берлина, Парижа и Лондона. Среди его первых самостоятельных фильмов - Долли делает карьеру (Dolly macht Karriere, 1932), Песня одной ночи (Das Lied einer Nacht), Этот старый мошенник (Cette vieille canaille, 1933), Экипаж(L"Equipage, 1935), КалеДувр (Calais-Douvres) и др. Это были комедии, приключенческие ленты, мелодрамы. В них снимались популярные актеры 30-х- Ян Кипура, Лилиан Харвей, Магда Шнайдер, Харри Бор, Анабелла, Шарль Ванель, Жан-Пьер Омон. Но подлинный успех пришел к нему с постановкой Майерлинга (Mayerling, 1936). Это была наиболее зрелая работа- высокий уровень культуры, эрудиция, хороший вкус, интуиция художника помогли Л. с предельной достоверностью показать эпоху, приметы быта и времени, внешнюю атрибутику габсбургского императорского дома и вместе с тем максимально очеловечить хрестоматийные, почти условные исторические персонажи. Роман кронпринца Рудольфа и юной Марии Вечеры предстал на экране как история большой любви. Существенное значение имел при этом выбор исполнителей главных ролей. Способность угадать актера, увидеть его основные достоинства и умело использовать их стало неотъемлемой чертой режиссерского таланта Л. Молодая, тогда еще малоизвестная Даниэль Даррье, одна из самых лирических актрис французского экрана, и Шарль Буайе с его характерной загадочной внешностью преобразили скандальный адюльтер с кровавой развязкой в трогательную, поэтическую мелодраму. Успех фильма означал признание высокого уровня профессионализма Л. В 1936 Л. уехал в Америку. С тех пор его имя оказалось надолго связано с кинопродукцией Голливуда. В США Л. довольно быстро завоевал репутацию режиссера, которого отличали хороший европейский вкус, великолепное чувство стиля, тщательность, отточенность мельчайших деталей в работе, организаторский талант и умение быстро достигать цели в рамках поставленных задач. Благодаря этим качествам Л., как художник не обладавший яркой индивидуальностью, создавал ленты, имевшие практически постоянный зрительский и коммерческий успех. Работал Л. в основном на студиях Wamer Brothers и XX Century Fox. В 1937 женился на звезде американского кино Мириам Хопкинс, исполнительнице главной роли в его первом заокеанском фильме Женщина, которую я люблю (The Woman I Love, 1937). Среди других его довоенных работ - мюзикл Товарищ (Tovarich, 1937), где остроумно и изящно обыгрывались жизненные перипетии русских эмигрантов, в том числе и членов бывшей царской династии в Париже; картина смешанного жанра Удивительный доктор Клиттерхауз (The Amazing Dr. Clitterhouse, 1938), в которой режиссер талантливосочетал дух веселой комедии с элементами криминальной уголовной драмы; мелодрама и психологическая драма Сестры (The Sisters, 1938) и Все это и небо впридачу (АН This and Heaven Too, 1940). В фильмах снимались кумиры американского экрана- Ш.Буайе, Клодетт Кольбер, Эдвард Робинсон, Эрол Флинн, Бетт Дейвис, Хемфри Богарт, Клер Трейвор. Среди довоенных лент особое чувство гордости вызывала у Л. картина Признание нацистского шпиона (Confessions of a Nazi Spy, 1939). Это был первый американский фильм, предупреждавший об опасности распространения фашизма в США и угрозе мировой войны, Режиссер сознательно сфокусировал внимание на фактической стороне в ущерб художественной, показав зверства нацистских банд, сеть шпионажа и работу агентов гестапо в Америке. Картина грешила некоторой схематичностью, но нарочитая близость к документальной манере повествования усилила эффект эмоционального воздействия. Фильм имел огромный успех и производил колоссальное впечатление на зрителя, хотя некоторые представители американской администрации расценили его как провокацию, направленную на вовлечение США в войну.Л. предстал по этому обвинению перед комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, и только нападение Японии на Соединенные Штаты остановило процесс. Военная тема разрабатывалась и в последующих его лентах. В фильме Это прежде всего (This Above All, 1942) был поднят вопрос об ответственности правящих кругов за развязывание войны и роли рядовых граждан в ней. Но война вошла не только в творческую биографию Л. В начале 40-х он принял гражданство США, вступил в армию добровольцем, пробыл в ее рядах с 1942 до 1946, участвовал в операциях в Северной Африке, в Нормандии и дослужился до чина полковника. В 1943-44 вместе с известным американским режиссером Френком Капра работал над документальнопропагандистским киносериалом Почему мы сражаемся? (Why We Fight?), Л. был автором нескольких фильмов этой серии- Нацисты наступают (The Nazis Strike, 1943); Разделяй и властвуй (Divide and Conquer, 1943)- Битва за Россию (The Battle of Russia, 1944); Битва за Китай (The Battle ofChine, 1944) и Война пришла в Америку (War Comes to America, 1945). По общему признанию, лучшим из них был фильм Битва за Россию. Удачно комбинируя отрывки из советских историко-патриотических художественных фильмов (Александр Невский, Петр Первый и др.) и документальные кадры, Л. сумел эмоционально и фактически достоверно показать всю тяжесть тех испытаний, которые выпали на долю советского народа, его стойкость и мужество в борьбе с фашистской Германией. Для съемок фильма режиссер выезжал на фронт, какое-то время провел в Полтаве, откуда советские и американские самолеты вылетали на запад бомбить немецкие соединения. Во время одного из налетов Л. был ранен. В своем фильме режиссер использовал много кинохроники, снятой советскими операторами. Спустя два десятилетия он с большой теплотой вспоминал о встречах со своими бывшими соотечественниками- Я счастлив, - говорил он, - что видел войну советского народа так, каквидели ее солдаты. Фильм вышел накануне открытия второго фронта и имел огромное пропагандистское значение, Это был яркий и талантливый кинорассказ, который, как декларировалось в фильме, навсегда уничтожил миф о непобедимости фашистов. После войны Л. продолжил работу в Голливуде. В 1947 он сделал римейк фильма известного французского режиссера Марселя Карне День начинается. Американская версия под названием Длинная ночь (The Long Night, в гл. роли Генри Фонда) ничем не напоминала свой французский оригинал - шедевр драматургии и режиссуры. Его своеобразная поэтическая атмосфера, сложность человеческих чувств, драма любви - все было выхолощено в новой постановке, призванной строго соответствовать стандартам заокеанской продукции. Следующий фильм Л. - Змеиная яма (Snake Pit, 1948) был страстным и страшным киноповествованием о больных людях, содержащихся в психиатрических клиниках, о чудовищной атмосфере, антигуманном, практически бесконтрольном поведении медиков по отношению к своим пациентам. С помощью различных режиссерских приемов, мастерски используя технические возможности кино, он сумел показать восприятие происходящего как бы изнутри, глазами больного человека, проникая в тайники его пораженного сознания и воспроизводя это с максимальной точностью на экране. Фильм, почти документальный по стилю и манере повествования, проникнутый искренней болью и сочувствием к этим людям, имел широкий общественный резонанс. Коллегия врачей-психиатров написала протест, сочтя его своего рода пасквилем, но критика и зрительская аудитория дали ему высокую оценку. Блестящая работа Оливии де Хевиленд в роли главной героини в немалой степени была тоже заслугой Л., который всегда умел акцентировать внимание на актерской игре, выдвигая ее на первый план и демонстрируя публике наиболее сильные стороны дарования исполнителя в ущерб своим режиссерским амбициям. В 50-60-е Л. снимал фильмы не только в Америке- в качествепостановщика его часто приглашали в Европу, в основном на киностудии Франции и Великобритании. Среди работ этого периода были ленты самых разных жанров- антифашистский фильм Решение перед рассветом (Decision Before Dawn, 1951); великолепная мелодрама, одна из лучших его лент Акт любви (Act of Love, 1954); психологическая драма Глубокое синее море (Deep Blue Sea, 1955); фильм о венгерских событиях 1956с элементами социальной критики Путешествие (The Journey, 1958)- блестящий триллер Пять миль в полночь (5 Miles to Midnight, 1962). В фильмах снимались в основном звезды мирового экрана; Отто Вернер, Кёрк Дуглас, Вивьен Ли, Юл Бриннер, Дебора Керр, Софи Лорен и мн. др. Как и прежде, актерская игра являлась главным компонентом фильмов Л. Недаром целый ряд занятых в его картинах артистов удостаивались престижных наград. Ингрид Бергман получила Оскара за главную роль в фильме Анастасия (1956) - очередном киномифе о судьбе младшей дочери последнего русского императора. Энтони Перкинсу был вручен Золотой приз Каннского международного кинофестиваля (1961) за лучшее исполнение мужскои роли в одноименной экранизации романа Франсуазы Саган Любите ли вы Брамса? Великолепный актерский ансамбль (Ингрид Бергман, Ив Монтан, Энтони Перкинс) и добротная высокопрофессиональная постановка обеспечили этой картине огромную зрительскую аудиторию и небывалый коммерческий успех. В 1967 еще одно созвездие актерских имен было представлено в новом фильме Л. Ночь генералов (The Night of the Generals). Эта картина стала кульминацией его творческого подъема на завершающем жизненном этапе. Экранизация одноименного романа Ганса Гельмута Кирста, по признанию самого Л., была его важнейшим послевоенным произведением. Мастерски используя все выразительные средства кинематографа, добиваясь почти документальной правды и высочайшего эмоционального накала, он вновь, как и 30 лет назад, предупреждал с экрана об угрозе фашизма. Бесчеловечность как основа фашистской морали стала главной темой фильма. Режиссер, по его словам, стремился показать нравственную деградацию сверхчеловеков, бывших в действительности лишь мелкими карьеристами и убийцами, и тем самым пытался пресечь предпринимаемые попытки их моральной и политической реабилитации. Образ эсэсовского генерала Танца, садиста и маньяка, воплощал суть нацизма как чудовищного сплава человеческих пороков. Автору удалось создать серьезное, талантливое произведение. Особо были отмечены интересные актерские работы исполнителей главных ролей - Омара Шарифа, Филиппа Нуаре и Питера 0"Тула. Последним фильмом Л. стала экранизация одного из лучших детективных романов известных французских писателей П.Буало и Т.Насержака Дама в автомобиле, в очках и с ружьем (La Dame dans l"auto, avec des lunettes et un fusil). В этой картине Л. остался верен себе-режиссура, прекрасная актерская работа Стефани Одран плюс все необходимые слагаемые коммерческого успеха. Л. был награжден за участие в войне орденами Франции- Военным Крестом и орденом Почетного легиона. За вклад в развитие киноискусства - Международным призом Веницианского МКФ; за фильм Змеиная яма в 1949 он получил премию гильдии режиссеров Америки. Соч.- A Cutter at Heart (интервью) // Films and Filming, 1967,Febr. Лит.- Nolan Jack. Anatole Litvak // Film in Review, 1967, Nov.;Интервью с А.Литваком / Экран 19671968. M" 1968; Anatole Litvak / American Film Directors. New York, 1974. Т. Гиоева.


Copyright © 2017    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·